Как снять тонус языка

Часто в практике логопеды сталкиваются с тем, что изолированно дети произносят все звуки правильно, а в речевом потоке звуки теряют свои дифференцированные признаки, произносятся скаженно.

Скачать:

Вложение Размер
kruglyy_stol_prichiny_dlitelnoy_avtomatizatsii.docx 26.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема выступления: «Нарушение мышечного тонуса как одна из причин длительной автоматизации речевых навыков у детей и пути решения этой проблемы через логопедический массаж».

Подготовил учитель-логопед Васькова И.П.

Часто в практике логопеды сталкиваются с тем, что изолированно дети произносят

все звуки правильно, а в речевом потоке звуки теряют свои дифференцированные

признаки, произносятся скаженно. Поработав некоторое время с таким ребёнком, у

которого автоматизация поставленных звуков занимает длительное время, можно, как

одну из причин, предположить стёртую форму дизартрии, при которой обычно

наблюдается нарушение мышечного тонуса, гиперкинезы (только на высоком тонусе),

гиперсаливация (причём ребёнок слюну не чувствует). Обычно, в 90% случаев, тонус

повышен (гипертонус), но также он может быть и снижен (гипотонус).

По утверждению многих специалистов, в процессах обучения и направленной коррекции традиционные методы во многих случаях перестали приносить ожидаемые результаты.В сложившейся ситуации актуальным является системный, комплексный подход к коррекции речевого и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка. Даже в относительно простых случаях таких патологий в преодоле-нии проблемы было бы идеальным присутствие как общепринятых, традиционных методов, так и нетрадиционных, например, логопедического массажа. Дифференциро-ванное применение различных приёмов массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц и, напротив, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры, помогает формированию и осуществлению произвольных, координиро-ванных движений органов артикуляции.Между силой воздействия при массаже и ответной реакцией организма существует сложная зависимость. При лёгком, медлен-ном поглаживании снижается возбудимость массируемых тканей.Это оказывает успокаивающее воздействие, возникает приятное чувство тепла. Энергичные и быстрые движения при массажном воздействии повышают раздражимость массируе-мых тканей. Таким образом, логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе. Артикуляционные мышцы, мышцы лица и шеи представляют собой единую мышечную систему, обеспечивающую речепроизводство, поэтому массаж должен охватывать все области, даже в тех случаях, когда диагностируется поражение мышц лишь на локальном участке. Логопедический массаж играет важную роль в коррекции различных речевых расстройств. Особенно он эффективен при исправлении нарушений произношения у детей с речевым диагнозом- дизартрия, ринолалия, заикание, а также с различными сопутствующими диагнозами -ПЭП в анамнезе (перинатальная энцефалопатия), ММД. Показанием к проведению логопедического массажа является изменение мышечного тонуса. При осмотре обратить внимание на положение головы относительно туловища, нет ли привычных ассиметричных поз. При осмотре лица обратить внимание на наличие сглаженности носогубной складки, опущение уголка рта, расширение или сужение глазной щели, на наличие приоткрытого рта, слюнотечение.

Осмотр кожных покровов. Выраженная бледность кожи может наблюдаться при плохом наполнении сосудов кожи, что часто сочетается с пониженным тонусом мышц. Синюшность кожных покровов губ, кончика носа, кончиков пальцев рук указывает на выраженную недостаточность кровообращения.

Характеристика состояния мышечного тонуса в артикуляционном аппарате. Определение тонуса мускулатуры лучше проводить в положении ребёнка лёжа, при этом исследуемые мышцы должны быть максимально расслаблены.

При нормальном тонусе мышца мягкая, упругая, эластичная, безболезненная.

При повышенном тонусе (спастические состояния) — язык беспокоен, могут отмечаться гиперкинезы, которые усиливаются при высовывании языка из полости рта. Вне полости рта удержание языка затруднено, он толчкообразно уходит внутрь, в полость рта. Кончик языка не выражен (язык-кулачок), язык скользкий, как кол. Пассивные движения делаются с трудом. Губы напряжены, плотно сомкнуты , удержание позы широко открытого рта затруднено. Лицо напряжено (как каменное) и гипомимично. Мягкое нёбо -повышен рвотный рефлекс.

При пониженном тонусе (паретические состояния) — язык малоподвижный, вялый, дряблый, тонкий, плашмя лежит на дне ротовой полости, на ощупь как мочка уха. Наблюдается вялость движений, повышена истощаемость, имеются трудности удержания артикуляционной позы. Губы тонкие, вялые, углы губ опущены, нет полного смыкания, наблюдаются трудности выполнения таких артикуляционных движений, как “трубочка”, “поцелуй”, “улыбка». Рот приоткрыт. Жевание твёрдой пищи может быть затруднено. Лицо на ощупь вялое, как “кисель”. Малая активность мягкого нёба, возможна нозализация. Гиперсаливация при нагрузке и во время речи.

Мягкое нёбо — попёрхивания при еде и при питье, рвотного рефлекса нет.

Часто встречается дистония — меняющийся характер мышечного тонуса -в покое мышцы расслаблены, а в речи – напряжены.

Часто встречается неоднородное распределение мышечного тонуса. Мышцы языка могут быть поражены в разной степени и в разных его частях. Одна группа мышц языка может быть спастична, а другая в состоянии пониженного тонуса. Эта разница особенно чётко проявляется при его активных движениях. При высовывании языка вперёд он может отклоняться в сторону (девиации). Отклонение всегда происходит в поражённую спастичную сторону.

При поражении круговой мышцы рта с одной стороны угол рта может быть слегка опущен (понижение тонуса), что особенно заметно при выполнении упр. “улыбка”. Отмечаются трудности удержания позы на поражённой стороне. Часто наблюдается сглаженность носогубной складки на той же стороне.

При одностороннем поражении мышц мягкого нёба (понижении тонуса) маленький язычок отклоняется в сторону более сокращённых мышц, т.е. в здоровую сторону.

Патологическое состояние тонуса мышц артикуляционной мускулатуры сочетается с нарушениями подвижности артикуляционных мышц (парезы, параличи), что выражается в нарушении звукопроизношения.

Следующее ниже описание поражения мышц наглядно показывает нарушения речевых навыков у детей, что даёт нам возможность, используя приёмы логопедического массажа, скорректировать и нормализовать мышечный тонус, тем самым создав предпосылки для более быстрой автоматизации поставленных звуков.

При поражении круговой мышцы рта нарушается правильное произношение звуков П, Б, М и их мягких вариантов и лабиализованных гласных О, У.

При недостаточной смычке круговой мышцы рта дети часто оглушают звуки («папушки» вместо «бабушки»).

При гипотонусе щёчной мышцы щёки будут парусить при произнесении шипящих, так как во время артикуляции щёчная мышца прижимает щёки к зубам.

При парезах мышц языка и шейных мышц нарушаются движения языка — язык трудно выдвинуть вперёд, оттягивать назад, совершать боковые движения. Нарушается произношение заднеязычных звуков К, Г, Х, а также чёткость произнесения гласных среднего и нижнего подъёма Э, О, А.

При поражении мышц языка с одной стороны характерно боковое произнесение ряда согласных.

При поражении мышц мягкого нёба голос приобретает носовой оттенок.

При спастичности корня и спинки языка наблюдается палатализация (смягчение) звуков.

Если кончик языка в гипотонусе, а спинка и корень в норме – будет наблюдаться шипящий сигматизм (вместо «санки» будут «шанки»).

Если язык в гипотонусе, возможно межзубное произнесение свистящих (широкий язык вылезает), а может быть ребёнок просто не умеет удерживать позу «горка».

При выполнении тонизирующего массажа (пониженный тонус мышц) используются приёмы поглаживания, растирания, разминания и вибрации, ударные техники. При выполнении расслабляющего массажа (повышенный тонус мышц) используют приёмы поглаживания, лёгкая вибрация, лёгкое растирание.

Каждое движение повторяется 8-12 раз.

Основные приёмы массажа

1. Поглаживание: поверхностное, глубокое, граблеобразное.

Это обязательный приём, с которого начинается процедура. Движения производятся в различных направлениях — продольно, поперечно, кругообразно, спиралевидно, зигзагообразно. Его чередуют с другими приёмами и им заканчивают каждый массажный комплекс. Вспомогательный тип поглаживания –щипцеобразный. Выполняется 1-2 или1-2-3-м пальцами. Применяется при массаже языка, губ. При поглаживании усиливается кровообращение в поверхностно расположенных сосудах, снижается мышечный тонус.

Этот приём проводится в области отдельных мышечных групп. Рука не скользит по коже, а сдвигает её. Этот приём выполняется в различных направлениях – прямолинейно, круговыми и спиралевидными движениями. При массаже языка и губ применяется щипцеобразное растирание. При этом значительно усиливается кровообращение, улучшаются обменные процессы в тканях, повышается тонус мышц.

Этот приём проводится также в области отдельных мышечных групп. Массируемая рука выполняет 2-3 фазы фиксации, захват массируемой области: сдавление, сжима-ние, раскатывание, раздавливание. Для области лица рекомендуют щипцеобразное разминание. Оно выполняется 1-2-м или 1-3-м пальцами (пощипывание на лице), захватывая, оттягивая, разминая локальные участки. Разминание максимально активизирует работу мышц, в наибольшей степени повышается тонус мышц.

4. Вибрация и поколачивание.

В логопедической практике этот приём используется редко.

Для выполнения вибрирующих движений на лице используется приём пунктирование. Движения подобны выбивание дроби на барабане.

Сильная, жёсткая вибрация повышает тонус мышц, а слабая — снижает их тонус. Поколачивание применяется на лице, особенно в местах выхода нервов.

5. Плотное нажатие.

Это приём улучшает кровообращение, лимфообращение, обменные процессы, используется в местах выхода пучков нервных окончаний .

Нельзя забывать, что не бывает с одной стороны лица тонус низкий, а с другой высокий! Если с одной стороны лица гипо или гипертонус, то на другой норма или ближе к норме.В этом случае массаж делать так: где, например, губа больше спущена, больше движений, а с другой стороны 2-3 движения (так может быть, если у ребёнка парез лицевого нерва).

На языке же, наоборот, может быть на одной зоне гипотонус , а на другой гипертонус (например: на кончике высокий, на корне низкий и наоборот).Язык может отклоняться в сторону, так называемые девиации. Отклонение всегда в сторону поражения, гипертонуса, как бы резиночкой стягивается. Но очень редко может быть отклонение в сторону при гипотонусе. В любом случае нужно прощупать язык со здоровой стороны и поражённой и сравнить. При массаже языка в данном случае зону акцента делаем на поражённой стороне.

Гипертонус языка хорошо снимает массаж мизинца на правой ноге ребёнка. Чтобы снизить рвотный рефлекс, неплохо сперва проделать эту процедуру, а потом заняться язычком.

В любом случае, при высоком тонусе массаж делать не на локальных, поражённых тонусом участках, а полный сеанс, включающий шейно-воротниковую зону (спину, грудь, шею), лицо, дно полости рта – это подготовка к вторжению в ротовую полость ребёнка. И вот только после этого приступать к массажу языка.

Для нормализации тонуса языка хорошо помогают чередование артикуляционных упражнений: «Блинчик» — «Иголочка».

Нарушение мышечного тонуса всегда в большей степени выражено в мышцах языка. Повышенный тонус мышц языка отмечается значительно чаще, чем пониженный. Возможны случаи и неравномерного распределения мышечного тонуса в мышцах языка; например, тонус может быть понижен лишь в изолированной группе мышц (одной половины языка, корня, кончика и т.п.).

Массаж язычных мышц, имеющих сложное строение, производящих тонкие, точные движения в процессе артикуляции, является наиболее сложной процедурой. Кроме того, выполнение массажных движений на языке, как правило, вызывает неприятные ощущения у массируемого. Следует учитывать и тот факт, что язык достаточно интимная часть тела человека. Массаж мышц языка требует от логопеда предельной точности движений, аккуратности и определенной корректности.

При выполнении массажа должны быть учтены следующие методические указания:

дифференцированный массаж мышц языка проводится либо в резиновых перчатках, либо через марлевую салфетку, либо через стерильный батистовый носовой платок;

при массаже языка могут использоваться различные приспособления: зонды, шпатели, зубные щетки и т.п.;

массаж, как правило (но необязательно), проводится при положении языка вне полости рта. Для этого логопед подтягивает язык вперед следующим образом: захватывает кончик языка (через носовой платок или марлевую салфетку) так, чтобы большой палец находился сверху, указательный и средний — снизу, и слегка подтягивает его вперед. Захват языка осуществляется левой рукой, а массажные движения — правой (рис. 79);

массажные движения должны проводиться в трех направлениях, соответственно расположению мышц языка: горизонтальном, поперечном и вертикальном;

если имеется отклонение языка в сторону при высовывании его вперед, то массажные движения следует выполнять в большей степени на той стороне, в которую язык отклоняется.

Наиболее сложным является расслабляющий массаж языка. При повышенном тонусе язык трудно удержать вне полости рта, нёбно-глоточный (рвотный) рефлекс также может затруднять проведение массажа. В связи с этим при проведении расслабляющего массажа языка необходимо строго выполнять ряд правил:

расслабление мышц языка проводить только после расслабления других мышц, особенно мышц шеи, плечевого пояса и мышц, обеспечивающих движение нижней челюсти, поскольку эти мышцы тесно связаны с мышцами языка, особенно его корня;

движения в расслабляющем массаже в основном направлены от кончика к корню языка;

перед началом массажа устанавливается «граница» нёбно-глоточного рефлекса. Для этого надо постепенно прикасаться к поверхности языка шпателем, двигаясь по средней линии от самого кончика по направлению к корневой части языка. Место, которое связано с появлением рвотного рефлекса, считается «границей» рвотного рефлекса. При повышенном тонусе «граница» рвотного рефлекса может приближаться к средней части языка, а в тяжелых случаях даже к его кончику.

В этих случаях массаж следует

Рис. 79 Рис. 80

выполнять крайне осторожно, постепенно заходя за «границу» рвотного рефлекса;

при выраженной спастичности мышц языка можно перед началом массажа подержать во рту, меняя 2 — 3 раза, теплый настой трав (1 ч.л. зверобоя, 1 ч.л. ромашки, 1 ч.л. чая залить 0,5 л кипящей воды, настоять 15 мин, остудить до температуры 40—50 °С; можно добавить немного меда) либо сами травы, слегка отжатые и завернутые в марлю;

если ввиду выраженной спастичности мышц, особенно корня языка, не удается удержать язык вне полости рта, массаж языка начинают внутри полости рта. Постепенно, по мере нормализации тонуса мышц, язык выводится в положение вне полости рта;

перед расслабляющим массажем мышц языка целесообразно провести специальные упражнения, способствующие расслаблению его корня: произвести массаж и вибрацию точек, находящихся под обоими углами нижней челюсти. Подушечкой указательного или среднего пальца производят вращательные движения. Вначале они поверхностны, затем постепенно выполняются все с большим надавливанием и снова поверхностны. Данный прием способствует расслаблению мышц корня языка (рис. 80);

указательным или большим пальцем произвести легкие вибрирующие движения в области подчелюстной ямки (рис. 81);

захватить кончик языка правой рукой. Совершать легкие покачивающие движения из стороны в сторону (рис. 82);

захватить кончик языка правой рукой. Движение направлено вперед, из ротовой полости, а затем назад, в глубь ротовой полости. Движения плавные, легкие, с постепенным незначительным увеличением амплитуды движений (рис. 83 а, б).

После этого переходят к собственно массажу мышц языка.

1. Большим и указательным пальцами правой руки производят поглаживающие движения с одной стороны, затем с другой стороны языка, от кончика к корню языка и обратно (рис. 84). При этом указательный палец находится под языком и служит в качестве опоры.

2.

Производят поглаживающие движения большим и указательным пальцами из стороны в сторону (от средней линии к боковой части языка и

Рис. 88

обратно), постепенно продвигаясь от кончика к корню Движения выполняются сначала на одной половине языка, а затем на другой (рис. 85).

3. Большой и указательный пальцы находятся на боковых поверхностях языка — справа и слева. Поглаживают боковые поверхности языка от кончика к корню (рис. 86).

4. Производят легкое разминание мышц в горизонтальном направлении. Большой палец правой руки находится сверху, средний и указательный — снизу языка. Осуществляются перетирающие движения с постепенным продвижением от кончика языка к корню и обратно, сначала с одной стороны языка, а затем с другой. Движения очень легкие без нажима (рис. 87).

5. При том же положении пальцев легко, без надавливания производят круговые растирающие движения (рис. 88).

6. Захватив кончик языка правой рукой, производят легкое потряхивание.

7. Делают легкое похлопывание языка и легкие ритмичные надавливания шпателем (деревянным или пластмассовым).

После расслабляющего массажа можно сделать упражнения пассивной гимнастики, направленные на растяжение и расслабление мышц корня языка.

8. Большой палец находится сверху, средний и указательный — снизу языка, в его средней части, повернуть язык вправо и слегка потянуть его, как бы слегка подтягивая кнаружи корневую часть языка. Затем аналогичное движение в левую сторону (рис. 89).

9. Подтянуть язык вперед, как бы слегка «накручивая» его на указательный палец, а затем осторожно совершить обратное движение. Выполняется медленно, с небольшой амплитудой (рис. 90).

При выполнении активизирующего (укрепляющего) массажа следует обратить внимание на следующие моменты:

движения при укрепляющем массаже активные, интенсивные и направлены в основном от корня языка к кончику;

в основном используются приемы разминания и перетирания; как правило, при сниженном тонусе мышц языка снижен также и рвотный рефлекс, поэтому массажные движения в этом случае могут быть достаточно активными даже в области корня языка;

если снижение мышечного тонуса наблюдается только в какой-либо части языка (например, только на одной половине языка), массажные движения выполняются в основном на пораженной стороне;

при сниженном тонусе мышц, как правило, наблюдается гиперсаливация (повышенное слюноотделение), поэтому перед выполнением массажа и в его процессе логопед предлагает ребенку проглотить слюну.

Активизирующий массаж может включать в себя следующие движения.

1. Перетирание в продольном направлении. Большой палец сверху, средний и указательный снизу. Перетирание мышц языка от корня к кончику с одной стороны языка, затем с другой (рис. 91).

Рис. 92

2. Положение пальцев то же. Перетирание мышц языка спиралевидными движениями, сила давления постепенно увеличивается. Движение направлено от корня к кончику языка с одной его стороны, затем с другой (рис. 92).

3. Положение пальцев то же. Перетирание мышц языка в поперечном направлении с одной стороны языка, затем с другой (рис. 93).

4. Большой и указательный пальцы находятся на боковых поверхностях языка. Сжать язык с боковых поверхностей. Удерживать язык в сжатом положении 1 — 2 с, несколько переместить пальцы и повторить движение (рис. 94 а).

5. Положение пальцев то же. Правой рукой сжать язык с боковых поверхностей, и большим и указательным пальцами осуществлять перетирающие движения, постепенно передвигаясь от корня к кончику языка (рис. 94 б).

6. Большим и указательным пальцами осуществлять пощипывающие движения по краю языка (рис. 95).

7. Похлопывание мышц языка шпателем (или рифленой поверхностью ручки, зубной щетки).

8. Производить вибрацию языка с помощью деревянного шпателя, который накладывается на кончик языка в течение 10—15 с. На нижние зубы ребенка, чтобы не поранить ими слизистую нижней поверхности языка, можно положить марлевый валик.

Ольга Трифонова
Программа комплексного коррекционного воздействия при дизартрии

Дизартрия — это нарушение дыхания, звукопроизношения, голосообразования, обусловленное нарушением иннервации речевого аппарата.

При дизартрии необходим комплексный медико – психолого – логопедический подход.

1. Медицинское воздействие.

В сопроводительной записке к неврологу логопеду следует описать:

— тонус лицевой мускулатуры (челюсти, щёк, губ, лба, носогубных складок);

— мимику (имеются ли синкинезии (сопутствующие движения других мышц);

— язык при полуоткрытом рте (выражен ли кончик, девиация, тремор, беспокойство, цианоз, саливация);

— наличие ММД, МСД признаков (недоразвитие психических процессов);

— наличие признаков гипертензионного синдрома (гипердинамия).

фармакотерапия — для восстановительного лечения используются следующие препараты в комплексе:

— нейрометаболические церебропротекторы — препараты, улучшающие метаболизм (обменные процессы в нервных тканях) – продуцируют энергию в нервные клетки, обогащают их витаминами, защищают мозг от воздействия гипоксии, способствуют снижению клинического проявления минимальной мозговой дисфункции (ММД) и восстановлению высших корковых функций, уменьшает интеллектуальные и мнестические расстройства, нормализует вегетативную функцию неврологического статуса, улучшает метаболизм (Церебролизин, Ноотропин, Кортексин, Пирацетам, Пантогам, Актовегин, Фезам);.

— ангиопротекция — препараты, улучшающие мозговое кровообращение (Фезам);

— дигидратация, процесс промывания мозга — препараты, заставляющие усиливать циркуляцию крови (Аспаркам К, Оротат К);

— гепатопротекция — препараты для улучшения работы печени, фосфолепидного обмена (Эссенциале, Гепатрин);

— минераловитаминный комплекс (Биовиталь, Витамин В);

— противосудорожная коррекция (при повышенном пороге судорожной готовности – препараты, предотвращающие заикание и эпилепсию);

— мочегонные (дегидратационные) – для снижения внутричерепного давления (гипертензия) – выводят лишнюю жидкость, нормализуют гипердинамию, особенно вечернюю.

Вместе с мочегонными препаратами необходимо принимать калий (Оротат калия);

— корректоры поведения — противосудорожные и рассасывающие лекарства.

Рассасывающие – с целью уменьшения разрастания фиброзной, рубцовой ткани, которая замуровывает нервные клетки и волокна (при цитоплазмозе – Лидаза, Алоэ).

Противосудорожные – при заикании и эписиндроме (Фенибут, Пантогам может усилить судороги).

Препараты-нейролептики, регулирующие эмоциональные и поведенческие реакции (Рисполепт).

2. Психологическое воздействие.

Развитие психических функций:

А) формирование работоспособности (частая смена видов деятельности, гимнастика для шеи, физминутки);

Б) развитие мышления, памяти, внимания, воображения.

Снижение, расстройство работоспособности, внимания, памяти, восприятия говорит о наличии ММД, МСД.

3. Логопедическое воздействие:

А) нормализация или улучшение мышечного тонуса:

— артикуляционная гимнастика (непроизвольная, произвольная);

Б) развитие фонематического слуха и восприятия; процесса анализа и синтеза;

В) работа над физиологическим, речевым дыханием; голосом; просодикой.

Г) постановка звуков;

Д) автоматизация звуков.

3. Логопедическое воздействие при дизартрии.

Нормализация мышечного тонуса.

Гипертонус языка — это повышенный, излишне напряжённый, тонус мышц.

80 % межзубного произношения — спастика (непроизвольное сокращение вследствие нарушения проводимости нервных импульсов по причине травмы спинного или головного мозга) спинки и корня языка.

1. Работа по нормализации тонуса языка в статике.

Сначала просим ребёнка вытянуть язык вперёд и определяем дальность выведения, тонус. Если язык сжат по краям «колбаской», то язык находится в полной спастике, т. е. в гипертонусе.

Коррекция: — медикаментозное лечение, электрофорез со спазмалитиками на воротниковую зону;

— термоаппликация теплом на шейно-воротниковую зону и язык через использование тёплой жидкости (тёплый марлевый компресс);

— расслабляющий массаж на шейно-воротниковую зону и язык (выглаживающие движения от корня к кончику языка рамочным зондом без механической фиксации кончика).

2. Работа по нормализации тонуса языка в динамике:

— распластывание языка с помощью артикуляционной гимнастики

— удерживать расслабленный язык до 30 сек. вне рта;

— повышение тонуса языка («Иголочка»);

— дифференциация тонуса («Иголочка» — «Блинчик») с открытыми и закрытыми глазами;

— расслабление и напряжение языка в ротовой полости.

Гипотонус языка — мышечная слабость, невозможность удерживать мышцы в определенном положении в течение длительного времени.

Если язык широкий, при нажатии зубами остаются отпечатки – это ярко выраженная паретичность (ослабление произвольных движений, обусловленное поражением двигательных центров спинного и/или головного мозга).

1. Работа по нормализации тонуса языка в статике.

— тонизирующий массаж на шейно-воротниковую зону (холодный компресс до 1 мин.);

— термоаппликация холодом на язык (кусочек льда на всю поверхность языка до 20 сек. 3 – 5 подходов);

— тонизирующий ручной массаж языка или с помощью зондов от кончика к корню;

2. Работа по нормализации тонуса языка в динамике:

— улучшение тонуса через движение («Белочка»).

— удерживание тонуса через движение («Часики» с промежуточным движением по средней линии);

— дифференцирование тонуса («Лопаточка» — «Иголочка»);

— формирование правильного артикуляционного уклада.

Артикуляционная гимнастика при дизартрии.

Проводится параллельно с нормализацией тонуса языка.

1. Вылизывание тарелки без помощи рук 5 – 7 раз в день. Начинать с капелек на ширину языка.

2. Жевательная гимнастика. Жевать морковку, огурцы, порезанные соломкой, корочку хлеба жевательными зубами.

3. Работа по нормализации и дифференциации тонуса с помощью традиционных упражнений артикуляционной гимнастики.

4. Формирование правильного артикуляционного уклада.

При дизартрии может наблюдаться девиация (отклонение) языка в плоскости.

В динамике язык отклоняется в сторону от средней линии (в сильную сторону, а не в здоровую или больную).

Если во рту если язык смещён в сторону и оттянут назад, то это спастика. Если же язык заворачивается на ребро, то это паретичность.

1. Работа над артикуляционными движениями:

— выводим язык вперёд и отправляем в противоположную сторону от отклонения в угол рта (механически) и снова возвращаем на среднюю линию. Делаем до тех пор, пока угол отклонения не уменьшится;

— выводим язык изо рта и отводим 2-3 раза в противоположную от отклонения сторону, возвращая на среднюю линию; 1 раз в сторону отклонения с возвращением на среднюю линию;

— упр- ие «Часики» с возвращением на среднюю линию;

— упр – ия на дифференциацию тонуса: «Лопатка» — «Иголочка» вне рта; «Горка» — «Растаяла горка» во рту.

2. Формирование правильного артикуляционного уклада.

Гимнастика для шеи.

Цель: — нормализация оттока крови от ГМ (нормализация внутричерепного давления);

— профилактика шейного остеохондроза.

1. Посмотреть на плечо – за спину – на плечо – за спину.

2. Нарисовать подбородком круг впереди себя.

3. Вдавить голову в шею («пружинка»).

4. Сделать круг головой вправо, влево.

5. Выполнить круг плечами: вверх – назад; вверх – вперёд.

6. «Велосипед» — круг двумя плечами вперёд; двумя плечами назад; одним вперёд – другим назад.

Контрастотермометрия.

Контрастотермометрия применяется на область лица, шеи, языка.

Цель: — воздействие на сократительную способность мышц на рефлекторном уровне посредством разницы температур для нормализации тонуса.

Марлей в 4-6 слоёв с проделанным отверстием для носа накрывать лицо от волосистой части головы до шеи. Сверху положить целлофан и одеяльце.

Чередовать горячую и холодную маски. Чем выше контраст, тем больше эффект. Курс – 21 день.

При спастике: холод – тепло (х — т);

При паретичности – тепло – холод (т — х).

В тяжёлых случаях через 21 день повторить маски на лицо до достижения эффекта.

При спастике: (х – т – х – т – х – т) + (т – т – т).

При паретичности: (х – т – х – т – х – т) + (х – х – х).

Дифференцированный массаж языка при дизартрии. [/b]

При спастичности необходим расслабляющий массаж от корня к кончику языка. При паретичности – от кончика к корню для повышения тонуса.

Гиперкинетическая готовность языка (непроизвольное сокращение мышц языка).

При гиперкинезах противопоказан массаж языка, применяется следующий алгоритм:

1. Контрастные термоаппликации на язык («холод – тепло»).

2. Выработка удержания позы языка через напряжение – расслабление («Иголочка», «Лопаточка»; чередование «Иголочка» — «Лопаточка»).

3. Формирование артикуляционных движений. Начинать с нескольких раз, доводя до 20 – 30 раз.

4. Формирование цепочки артикуляционных движений.

Снижение тонуса на корень языка.

Если кончик языка приподнят вверх, а корня не видно, то это говорит о снижении тонуса на корень языка. При этом кончик языка может быть в спастике. В движении корень языка сильно сужен, всё остальное широкое, рыхлое. Работа над нормализацией тонуса ведётся через движение:

1. Максимально выдвинуть язык вперёд, кончик языка повернуть вниз, завести язык за нижние зубы. Следить, чтобы корень языка не убегал назад, в рот. Учить удерживать позу.

2. Повышение тонуса коря языка вне ротовой полости, затем во рту («Часики», «Лопатка», «Иголочка»).

Сочетанное нарушение тонуса языка.

Если язык смещён кзади, спинка и корень напряжены, а кончик языка в норме, то это сочетанное нарушение тонуса (в корне тонус повышен, а в кончике норма):

1. Контрастная термоаппликация на корень и спинку языка (тепло – холод — тепло).

2. Выглаживание корня языка.

3. Учить выдвигать язык изо рта и заносить в рот по средней линии.

4. Учить управлять тонусом языка («Часики», «Язык вперёд – в щёку», «Лопаточка» — «Иголочка», «Горка» — «Горка растаяла»).

Сочетанный тонус может быть выражен в спастичности корня и паретичности кончика:

1. Локальные термоаппликации (на корень и спинку тепло- холод – тепло, на кончик холод – тепло – холод).

2. Тонизирующий пальцевый массаж кончика языка.

3. Выглаживание корня язие языка.

4. Чередование упражнений на напряжение – расслабление языка.

Классификация речевых нарушений Речь и нарушения речи изучают многие науки: медицина, психология, педагогика, лингвистика, психолингвистика и др. Каждая из них рассматривает.

Оцените статью
Добавить комментарий